Войти
Адаптеры для ГБО: какие существуют, как выбрать
ГБО

Газобаллонное оборудование, предназначенное для автомобильного транспорта, или сокращенно ГБО – это сложная система, основная задача которой подавать в двигатель газообразное горючее. Она состоит из множества компонентов, включая резервуар для хранения газа (баллон), путепроводы, редуктор-испаритель и электронный блок управления. Последнее устройство выступает «мозгом» всей системы. Электронный блок управляет в целом всем оборудованием, диагностирует неисправности. Отсюда у специалистов появляется возможность выполнить диагностику ГБО путем подключения к его разъемам специального кабеля.


Сегодня автомобилисты предпочитают поручать сложные задачи по настройке газобаллонного оборудования профессионалам. Но иногда должных специалистов поблизости нет, а необходимость диагностики и настройки системы остается. Диагностический шнур ГБО позволит установить соединение с «мозгами», в которых содержатся настройки и алгоритмы работы системы, и если необходимо внести изменения. При этом необходимо иметь компьютер и специальное ПО. И если с ПК и программным обеспечением проблем, как правило, не возникает, то вот с подходящим адаптером ситуация ровно обратная.

Какие адаптеры существуют?

Кабель диагностики ГБО может быть универсальным или под конкретное поколение газобаллонного оборудования. Первые отличаются наличием нескольких гибких проводов со штекерами для подключения к ЭБУ. Если знать распиновку разъема, то при помощи такого адаптера возможно установка соединения с любыми «мозгами». Если необходим шнур для работы с различными моделями газового оборудования авто или вы планируете заниматься диагностикой на профессиональном уровне, то предпочтительней купить кабель для настройки ГБО с комплектом переходников. Кроме адаптеров, которые работают за счет подключения к компьютеру посредством USB-разъема, есть и беспроводные модели.

То есть они соединяются с ПК за счет беспроводной технологии Bluetooth. Стоят такие устройства значительно дороже проводных аналогов, но пользоваться ими гораздо удобней. Однако проводной шнур ГБО выигрывает за счет невысокой стоимости, стабильности и быстроты передачи данных, когда скорость передачи информации по Bluetooth не настолько высокая. Но в некоторых ситуациях они становятся незаменимыми, поскольку позволяют выполнять диагностику с помощью смартфона или планшета – фактически любого девайса, главное, чтобы был Bluetooth. Для специалиста это еще независимость от длины шнура, хотя действие беспроводной передачи данных ограничена дистанцией в 10 метров. В общем, и первый, и второй кабель ГБО имеет свои преимущества, поэтому выбирать адаптер следует исходя от условий работы и поставленных задач.

Универсальный или адаптер под определенные «мозги»?

Производители компьютеров пришли к согласию выпускать одинаковые шины и порты, чтобы пользователи имели возможность собирать ПК из различных комплектующих. А вот изготовители ГБО к такому соглашению не пришли, поэтому придерживаются стратегии унификации собственных деталей. К примеру, кабель для настройки ГБО Stag подходит для оборудования от этой компании, когда ЭБУ другой фирмы этот адаптер уже не распознает.

Шнур ГБО позволяет:

  • считать ошибки с памяти ЭБУ и стереть их;

  • отрегулировать параметры работы оборудования;

  • своевременно выявить неисправности;

  • существенно сэкономить время и деньги.

Отсюда не существует единого диагностического шнура, при помощи которого можно было бы подключаться к любому электронному блоку правления, как это можно наблюдать в случае с USB-портом, который поддерживает работу с флеш-накопителем от любого производителя. Это значит, что вам необходимо отчетливо понимать, какой адаптер вам необходим и под какие «мозги», чтобы выполнить диагностику и настройку ГБО на автомобиле. Частично решает эту проблему универсальный диагностический кабель для ГБО, отличающийся наличием нескольких разъемов для подключения к большинству ЭБУ.

Как проходит диагностика ГБО

Кабель для диагностики ГБО 4 поколения от таких производителей, как Stag, Lovato, Tamona обычно внешне похожи и отличаются преимущественно разъемом, причем распайка кабеля, как правило, одинаковая. После того, как адаптер приобретен, можно переходить к диагностике газобаллонного оборудования. Чтобы адаптер заработал, устанавливается драйвер, программное обеспечение для настройки ГБО.

Если программа «не видит» ГБО, то здесь возможны следующие причины:

  • не установился драйвер;

  • проблемы в операционной системе Windows;

  • поврежден кабель;

  • адаптер не подходит по разъему.

Если же проблем нет, и программа видит ГБО, можно переходить к диагностике и настройке. Обычно такое ПО включает функцию автоматической калибровки, за счет которой выполняется большая часть операций для того, чтобы система исправно функционировала. Автокалибровку следует выполнять на хорошо прогретом двигателе. После завершения калибровки сохраните настройки, чтобы в дальнейшем ими воспользоваться в очередной раз. Длится она всего 2-3 минуты, и если времени уходит больше, то высока вероятность наличия неполадки в системе зажигания или же допущены ошибки в подборе и установки компонентов ГБО.

Однако ручная настройка не только не помешает, но и чаще всего является первостепенной операцией. С помощью программы легко определяются и корректируются параметры зажигания и состав смеси. Но для этого нужен еще один специалист: один управляет автомобилем, второй настраивает оборудование. Шнур для диагностики ГБО 4 еще дает возможность установить, какой из датчиков вышел из строя или работает некорректно. Зачастую проблемы с оборудованием возникают из-за неточностей настройки. Эти проблемы устраняются, и система перенастраивается довольно быстро.

Когда следует делать диагностику

И здесь особенно важно сразу установить причину неправильной работы системы, ведь если игнорировать проблему, высока вероятность возникновения серьезной поломки, например, прогара клапанов. Плановое обслуживание определяет диагностику ГБО через каждые 10 тыс. км пробега. Но при этом необходимо продиагностировать систему уже спустя 1 тыс. км пробега после введения в эксплуатацию.

При обнаружении следующих признаков поломки необходима внеплановая диагностика:

  • в салоне машины присутствует запах газа;

  • заметно снизились динамические характеристики авто;

  • ускоренно изнашивается катализатор;

  •  уменьшается запас хода авто на газу с одновременным увеличением расхода.

Основная задача – определить неисправный компонент, отремонтировать или заменить его. Поэтому проверяют редуктор, шланги, форсунки, блок управления, подключают компьютер и проверяют правильность настроек.