Избранное
Корзина
Адаптеры для ГБО в личном использовании
ГБО

Оснащение автомобиля газобаллонной установкой обещает значительное снижение расходов на топливо. Кроме того, газ создает менее жесткие нагрузки на поршневую группу, благоприятно влияет на смазывание цилиндров, не оставляет нагара и лаковых отложений на деталях. Наконец, двигатель, работающий на газу, дает менее токсичный выхлоп, а этот параметр по важности начинает конкурировать с мощностью и тяговыми характеристиками.

«Газовые» капризы

Все выгоды от перехода на газ становятся реальными только при правильной настройке газовой системы. Перевод автомобиля на газообразное топливо требует соответствующих изменений в системе питания двигателя. Большинство автомобилей, находящихся сегодня в эксплуатации, оснащены двигателями, которыми управляет электронный блок управления (ЭБУ). Электронное управление сохраняется и при переводе двигателя на газ. При этом в систему управления двигателем добавляется еще один блок, который берет данные штатного ЭБУ, вносит в них свои корректировки и формирует сигналы управления газовыми форсунками.

Блок управления является специализированным компьютером, способным не только преобразовывать входные сигналы в управляющие. Его программное обеспечение предусматривает накопление статистики изменений рабочих параметров мотора и автоматическую оптимизацию его работы. Однако возможности автоматической адаптации впрыска к меняющимся условиям ограничены. Изменилось газодинамическое сопротивление воздушного фильтра или качество газа, и вот уже работа двигателя далека от оптимальной, а его эффективность оставляет желать лучшего.

Не боги ГБО настраивают

Специалисты рекомендуют регулярно пригонять машину на СТО для обслуживания и настройки ГБО. Но такое обслуживание можно проводить и самостоятельно. Электронное управление двигателем дает возможность изменения параметров его работы программным способом, путем программирования блока управления. Здесь важно, что обработка входных данных и формирование управляющих сигналов происходит в цифровом виде, и для получения информации от блока управления, и для изменения его настроек используются общепринятые стандарты передачи данных. Это позволяет использовать в качестве диагностического оборудования любой компьютер, что и делается на станциях техобслуживания.

Компьютер сегодня не редкость, многие имеют в своем арсенале этот мощный и универсальный инструмент. Нужно только «научить» его взаимодействовать с автомобилем. Для соединения автомобильного ЭБУ и компьютера необходим адаптер для ГБО – специальный кабель с небольшим электронным устройством. Этот кабель соединяет диагностический разъем контроллера ГБО с USB-портом компьютера. Электронная схема в составе адаптера необходима для согласования сигналов блока управления с шиной USB.

Чтобы компьютер «видел» и «понимал» адаптер необходим драйвер, а для работы с газовой установкой нужна диагностическая программа. Множество диагностических программ для контроллеров разных производителей есть в продаже или в свободном доступе в Интернете.

Разумеется, кроме всего описанного, необходимо понимание того, что и как настраивать, определенная квалификация. Но в любом деле хороший инструмент – это половина успеха.

Преимущества самостоятельной настройки

Самостоятельная настройка газового контроллера – это труд, требующий времени и терпения, и для того, чтобы взять на себя этот труд, нужны какие-то причины. Какие же причины побуждают автолюбителей приобретать адаптеры и вникать в тонкости настройки?

Экономия

Понятно, что самостоятельная работа с автомобилем позволяет сохранить в своем бюджете деньги, которые в противном случае уходят на СТО. Адаптер для любительского применения вместе с программным обеспечением стоит примерно столько же, во сколько обходится однократная диагностика ГБО. При том, что настройку контроллера рекомендуется проводить не реже, чем через каждые 10 000 км пробега, выгода от приобретения адаптера очевидна.

Оперативность

Люди, пользующиеся машиной много и часто, обычно тонко чувствуют изменения в ее поведении. И каждый раз, когда мотор работает «как-то не так», хочется исправить положение и вернуть ему обычную бодрость. Каждый раз обращаться на СТО – накладно как финансово, так и по затратам времени. Имея свое диагностическое оборудование, можно быстро подстроить блок управления или, по крайней мере, вовремя обнаружить вескую причину для обращения к специалисту.

Качество

Это может показаться странным, но в большинстве случаев машина, приехавшая на СТО, не интересна мастерам. Практически никому из них не хочется разбираться в тонкостях и заниматься тонкой доводкой рабочих параметров. Как правило, мастер устраняет первую обнаруженную причину неполадок, объявляет работу выполненной и выставляет счет. Часто вся диагностика сводится к запуску программы автоматической настройки. В результате деньги потрачены, а в реальных рабочих режимах мотор снова действует на нервы своей «тупостью» или капризами.

Никто не знает машину лучше того, кто на ней ездит! Имея под рукой адаптер и ноутбук, можно провести диагностику ГБО при реальных нагрузках в разных режимах, найти недостатки в настройках контроллера и устранить их.

Выбор адаптера

Выбор шнура для ГБО в первую очередь определяется тем, какое ГБО установлено на машину. «Газовые мозги» разных производителей часто отличаются устройством, встроенным программным обеспечением и диагностическими разъемами. Приобретая адаптер для обслуживания своей машины, нужно убедиться, что он может работать с контроллером, установленным на автомобиле.

Большинство адаптеров способны взаимодействовать с блоками управления разных производителей, но некоторые контроллеры настолько оригинальны, что к ним можно подключать только один, специально предназначенный для них адаптер.

В большинстве случаев для личного использования достаточно и диагностического кабеля для ГБО с одним разъемом, подходящим к установленному контроллеру. Если же предполагается обслуживать разные машины, можно приобрести адаптер для диагностики и настройки ГБО (LPG) с несколькими разъемами: двумя, пятью и даже двенадцатью. Устройства с несколькими разъемами для ГБО разных производителей применяются на станциях техобслуживания. Более высокая цена такого переходника оправдана его универсальностью.

Практически такой же универсальный адаптер для ГБО можно получить, если вовсе отказаться от разъема. На «автомобильном» конце такого кабеля вместо контактной колодки три одножильных штекера, которые выборочно подключаются к контактам диагностического разъема ЭБУ. Для использования такого адаптера необходимо знать распиновку разъема для каждого обслуживаемого контроллера.

Недорогие адаптеры построены на базе микросхемы PL-2303 или аналогичной ей. Профессиональные кабели имеют в основе более дорогой, но надежный и устойчивый в работе микрочип FTDI. Стоит также отметить, недавно появившиеся на нашем рынки, Bluetooth адаптер для ГБО, которые имеют компактный вид и отсутсвие каких-либо проводов.

Выбирая адаптер ГБО, нужно учитывать условия и особенности его использования. Очевидно, что не имеет смысла покупать дорогой многоразъемный кабель для обслуживания одной машины. И в то же время, возможно стоит потратиться на оборудование с более дорогой «начинкой», обеспечивающей более удобную работу и надежные результаты.